Компетенции менеджера

Когда приходит необходимость составить описание вакансии, описание должности, должностную инструкцию, часто приходится обращаться за поиском нужных компетенций. Чтобы каждый раз не тратить время на поиски, мы составили удобную таблицу с перечнем основных менеджерских компетенций, и предлагаем ее во всеобщее пользование.

Она пригодится для составления не только вышеуказанных описаний, но и для разработки сложных систем организации, как-то: управление по целям (MBO), разработка моделей компетенций сотрудников, подготовка асессмент-центров, планирование обучающих мероприятий. А мы будем использовать таблицу компетенций как сетку для тренингов, нашей компании.

Компетенция Описание
Ориентация на результат, достижения. Способность нести ответственность за реализацию решений, способность ставить новые амбициозные цели по достижении предыдущих. Поведение, ориентированное на задачу и на отношения.
Гибкость Способность быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации, видеть и определять проблему, находить пути ее решения, собирать команду для внедрения, давать оценку результатов.
Способность к обучению, самообучению. Обучаемость, восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике. Способность к самоанализу. Готовность проанализировать свои достижения и недостатки, посмотреть на привычные вещи другими глазами, разумно использовать чужой опыт.
Способность к влиянию Влияние, умение убеждать. Способность отстаивать собственное мнение. Логичность при ведении конструктивных бесед. Владение техниками влияния. Умение выявлять и использовать мотивы людей. Умение задавать правильные вопросы и определять степень информированности и эмоциональное состояние партнера.
Толерантность к чужому мнению Умение слышать других, принимать обратную связь. Умение создавать каналы двухсторонней коммуникации - абстрагироваться от своих мнений и мыслей, концентрироваться на словах собеседника. Хорошая слуховая и зрительная память. Владение разными способами обратной связи. Умение эффективно поощрять и критиковать других людей.
Навыки презентаций, переговоров Умение определять цели и задачи презентации, интересы аудитории. Построение эффектного вступления, связующих фраз, основной части и завершения презентации. Владение стратегиями убеждения и ораторскими навыками. Знание стадий эффективного процесса переговоров. Умение определить интересы участников, выбрать наилучшую альтернативу. Умение обсуждать, предлагать, вести позиционный торг. Владение техниками манипулирования и умение противостоять им.
Клиентоориентированность. Знание политики и стандартов в области работы с клиентами. Ориентация на текущие и перспективные потребности клиентов. Умение вести себя корректно с разными типами «трудных» клиентов. Умение строить партнерские отношения с клиентами, умение распознавать дополнительные возможности и риски в отношении с клиентами.
Аналитические способности Навыки и умения собирать информацию, сортировать и делить по определенным критериям. Способность к взвешенному отношению к фактам, источникам данным, возможностям их использования. Способность делать самостоятельные выводы на основе готовой информации.
Креативность Способность находить новые решения старых задач. Способность к оригинальным способам работы с материалами, фактами, событиями. Способность использовать нестандартные подходы и отходить от привычных рамок в деятельности
Организаторские способности Умение выстраивать рабочие моменты с учетом поставленных задач и возможностей исполнителей. Умение найти схемы действий, оптимальные и приемлемые для всех участников мероприятия
Умение работать в команде Способность совмещать собственную степень комфорта, результативности и автономности в групповой работе
Стрессоустойчивость Эффективная работа в условиях временных ограничений. Способность продолжать работать на прежнем уровне, сталкиваясь с препятствиями и затруднениями. Способность к быстрому восстановлению после неудач и возвращению к работе. • Умение сохранять обычную работоспособность под давлением или при сопротивлении. Эффективная работа в течение долгого времени, связанная с решением однообразных или трудоемких заданий. Умение контролировать свое поведение, не позволять эмоциям мешать работе.