Каким должен быть транспортный менеджер?

/ Библиотека HR / Просмотров: 10270

Изучая работные сайты и транспортные ресурсы, мы продолжаем находить спорные вопросы в транспортной сфере. На этот раз нас очень заинтересовала одна из наиболее распространенных вакансий в разделе логистика/транспорт: «менеджер по перевозкам». Такой заголовок вакансий, как выяснилось при анализе описания вакансий, довольно условен.

Очень часто под транспортным менеджером подразумевается просто логист или старший специалист по логистике, в особенности, если человека ищут в производственную компанию. Однако, в компаниях, специализирующихся на перевозках, все серьезнее.

Мы решили внести ясность в разделение труда в логистике. Кто же на самом деле наш мистер икс - транспортный менеджер? Мы поговорили об этом с кадровыми департаментами транспортных и экспедиторских компаний, чтобы получить профессиональные комментарии.

Начальник отдела кадров транспортной компании Swiftlines Виктория Сиваш рассматривает кандидатуру транспортного менеджера с образованием одного из ведущих московских транспортных ВУЗов, например МАДИ или Академия водного транспорта. Важный нюанс к опыту претендующего на такую должность – кандидат должен иметь навыки работы с тем же видом транспорта, с которым работает компания. Из этого, разумеется, следует, что транспортный менеджер из производственной или торговой компании не подойдет на данную вакансию. Виктория Сиваш отметила, что возможность для специалистов не из транспортной отрасли существует, но «это уже другая ценовая политика». При подборе также учитываются наличие своей базы перевозчиков, регулярных загрузок, умение работать с документами и другие навыки.

Иван Суетин, Директор Представительства ТК ООО «Витес-Логистик» в г. Москва, принципиально важным для транспортного менеджера считает наличие базы контактов с грузовладельцами: «У нас в компании человек в этой должности занимается поиском клиентов, так что должен прийти с готовыми наработками, чтобы сразу начать работать». Кроме того, в кадровой службе принимают в расчет, какой объем работы менеджер может закрыть и смотрят на его манеры и коммуникабельность – чтобы оценить умение работать с клиентами.

У компании-поставщика электронных компонентов специального назначения «Промтехкомплект» ситуация схожая: на место транспортного менеджера ищут человека, способного поддерживать контакты с клиентами. Кадровый специалист пояснил, что под этим понимается большой опыт работы в аналогичной компании и, соответственно, разработка схем общения с самыми разными компаниями. Главным преимуществом транспортного менеджера для «Промтехкомлекта» является большой опыт работы в перевозках. Предпочтение отдается человеку взрослому, в районе 30ти лет, «таким больше доверия».

Солидарны с первостепенностью опыта и в кадровой службе логистической компании «Лидер Транс Логистик». «Именно в транспортной и экспедиционной отраслях» - сужает понятие опыта для транспортного менеджера HR компании Александр Кузьмичев. В отличие от «Промтехкомплекта» для логистической компании «ЛТС» нет возрастного ценза. Главное – коммуникация. Все переговоры о поставках в компании ведутся по телефону, так что нет необходимости также и в определенной внешности.

Есть мнение, что в кандидате на вакансию главное то, что он приносит в компанию. Так считает, к примеру, кадровый специалист компании-автоперевозчика «Чаткал». «В первую очередь, у хорошего менеджера по перевозкам должна быть наработанная база контактов». Такую базу, заменяющую опыт, по мнению Алексея Кузмичева, можно наработать за год, поэтому при собеседовании обращают внимание прежде всего на коммуникативные качества. Менеджеров по перевозкам набирают из тех, кто уже работал в транспортной компании, так как у людей из производственных организаций «нет достаточно контактов, и обучать их приходится долго».

В холдинговой транспортной компании «Транссертико» видят транспортного менеджера активным и опытным. Причем с опытом работы именно в аналогичной компании, о кандидате с теми же знаниями, но в другой сфере, даже слышать не хотят.

Крупный поставщик логистических услуг «Национальная Логистическая Компания» на первый план в должности транспортного менеджера выносит опыт и знание английского языка. «Опыт важен специфический, - уточняет Анжелика Князева, HR-менеджер компании. – У нас свой автопарк, нужно, чтобы человек уже работал с подобным транспортом». Вопрос образования тоже важен. Предпочтение в «НЛК» отдают людям, окончившим транспортные ВУЗы, но могут взять и человека, прошедшего в дополнение к другому образованию профильные курсы.

В отличие от «НЛК», в компании «Prologics Group» нет больших требований к образованию: достаточно любого высшего, не обязательно в транспортной отрасли. «У менеджера по перевозкам должен быть опыт работы в транспортной компании и наработанная база перевозчиков» - первое, что отметили в кадровой службе компании. Помимо основных требований нужны спецзнания, приносимые из «правильной» транспортной компании: ведение базы клиентов, контроль за перевозками от А до Я, умение правильно заполнять необходимую документацию по перевозкам. По вопросу опыта работы, как и в большинстве компаний, в Prologics Group отдают предпочтение людям, пришедшим из перевозочных и подобных компаний.

Итак, мы получили ответы на вопросы по специальности «транспортный менеджер». Попробуем создать собирательный портрет. Согласно нашему опросу это в первую очередь специалист, поработавший уже в транспортной компании (от года), со своими контактами и соответствующими знаниями: заполнение документации, ведение базы контактов и прочими.

Теперь хотелось бы особо отметить один животрепещущий вопрос: почему на должность менеджера по перевозкам не подходит специалист из производственной компании? Нас интересовало мнение сотрудников отделов персонала, и в данном тексте мы сознательно устраняемся от собственных комментариев. По общему мнению HR-менеджеров, причиной несоответствия опыта, говоря просто, является разница в объеме задач. А именно: в транспортной компании человек работает с разными грузами и разным транспортом, в производственной же, наоборот, следит за одним грузом и одним-двумя видами транспорта. По нашей просьбе HR-менеджер «Prologics Group» Ольга Яшина прокомментировала разницу между транспортным менеджером в производственной компании и в транспортной. В заключение хотелось бы привести это мнение: «В транспортных компаниях у менеджера должен быть более широкий подход. Ему важно мыслить масштабно и иметь представление о разного рода операциях с разными грузами. Естественно у специалиста с таким умением появится наработанная база контактов и сопутствующие навыки». Если вернуться к теме «Каким должен быть логист», радует появление в списке ключевых компетенций транспортного менеджера наличие профессиональной подготовки, чего как мы помним, по мнению HR-ов совсем не требуется логисту.